Грузовик Hyundai XCIENT наконец-то позволяет водороду показать себя в полной красе

сен 22, 2023

Теперь, когда электромобили на батареях кажутся прочно интегрированными в транспортную сеть, водородные топливные электромобили (FCEV) имеют наилучшие шансы на широкое распространение, какие они когда-либо имели. Тем не менее, это все равно не финальное утверждение. General Motors построили водородный электромобиль Electrovan в 1966 году, но за последние 57 лет самый распространенный элемент во Вселенной не оправдал даже номинального оптимизма «дайте ему пять лет, чтобы захватить рынок».

Hyundai-Xcient-fuel-cell-truck-driving-REL-1024x683.jpg

Но, похоже, отсчет времени вот-вот начнется. Недавно на выставке Advanced Clean Transportation Expo в Анахайме, Калифорния, собрались все участники гонки за первенство в сфере альтернативных видов топлива. И все эксперты, с которыми можно поговорить о грузовых автомобилях, повторяют: «Водород уже здесь».

Hyundai делают свою первую ставку на тягач XCIENT, который уже сейчас находится в продаже. XCIENT FCEV адаптировал основные элементы существующего дизельного тягача XCIENT, который продается по всему миру с 2013 года. Это объясняет некоторые из устаревших компонентов, которые были использованы в новом автомобиль, чтобы он как можно скорее вышел на рынок.

Как работает водородно-топливный грузовик Hyundai?

Десять водородных баллонов расположены в два ряда в раме за кабиной, поднимаясь почти до высоты в 4 метра до уровня защитного козырька крыши тягача. Баллоны вмещают около 1750 литров сжатого водорода при давлении более 10000 psi (Фунт на квадратный дюйм), что составляет 68 литров топлива. Заправка от пустого до полного бака занимает около 30 минут. Резервуары подают водород на две топливные ячейки под кабиной, фактически такие же, какие используются в кроссовере Hyundai Nexo FCEV. Были произведены различные адаптации, ориентированные на укрепление компонентов для тяжелых условий эксплуатации автомобилей подобного класса. В каждой системе имеются два стека мощностью 121 л.с., что в сумме дает мощность в 483 л.с.

hyundai-xcient-fuel-cell-tractor-14-645a304211b3c.jpg

Как пишется в руководствах по водородным топливным элементам, стеки лучше всего работают с постоянной мощностью. Автопроизводители решают эту проблему, используя топливно-клеточную систему для зарядки высоковольтного, низкоемкостного аккумулятора, который питает электрические двигатели, вращающие колеса. В XCIENT системы питают высоковольтный, достаточно емкий аккумулятор. Литий-ионный аккумулятор Nexo имеет емкость 40,0 кВтч, тогда как три литий-ионных аккумулятора емкостью 24,0 кВтч в XCIENT составляют в общей сложности 72,0 кВтч.

Рамка аккумулятора крепится к балке с правой стороны, напротив системы охлаждения, прикрепленной к балке с левой стороны. Между ними расположен электрический двигатель мощностью 469 лошадиных сил и крутящим моментом 2237 Нм. (Для сравнения, дизельный XCIENT развивает до 512 лошадиных сил и 2500 Нм крутящего момента.)

hyundai-xcient-fuel-cell-tractor-12-645a31e1abb88.jpg

Двигатель подключается к шестиступенчатой автоматической коробке передач Allison. Поскольку максимальная скорость XCIENT составляет всего 91 километр в час, грузовик использует только первые пять шестерен в коробке передач. "Максимальная скорость" указана потому, что функция удержания скорости при использовании круиз-контроля позволяет грузовику достигнуть 14,4 километров в час выше установленной круизной скорости при движении вниз по склону, так что максимальная скорость при использовании гравитации составляет 105 километров в час. В корпусе коробки передач находится механический тормоз, который помогает замедлить грузовик, когда аккумулятор полностью заряжен, и нельзя использовать регенеративное торможение. Будущие изменения в конструкции со временем устранят традиционную коробку передач и установят электрические моторы на осях, убрав механический тормоз и улучшив регенеративное торможение.

hyundai-xcient-fuel-cell-tractor-10-645a2f2d210e6.jpg

Карданный вал приводит в движение обе задние тандемные оси, создавая привод 6x4. С полными баками и при загрузке до предельного веса в 37200 килограмм для электрических тягачей с прицепами, Hyundai утверждают, что XCIENT может проехать 720 километров. Hyundai и другие производители коммерческих водородных автомобилей говорят, что польза заключается не только в том, что эти километры будут намного дружелюбнее по отношению к окружающей среде по сравнению с километрами, пройденными на дизеле, но и в том, что они будут намного дружелюбнее по отношению к водителям.

Вождение водородно-топливного грузовика Hyundai XCIENT

Сначала водителям нужно сделать неожиданно высокий подъем в кабину. Американский рынок исторически предпочитал традиционные грузовики, то есть с двигателями спереди, которые имеют более низкий пол кабины. В бескапотном грузовике, как XCIENT, где кузову необходимо освободить все пространство над двигателем, посадка в кабину похожа на подъем по трапу корабля на боцманское кресло.

hyundai-xcient-fuel-cell-tractor-17-645a30b39592c.jpg

На вершине вас встретит знакомая грузовиковая компоновка. Аналоговые приборы в кластере огибают центральный экран, на котором отображается информация о транспортном средстве. Небольшой дисплей мультимедийной системы находится в центральной консоли и наклонен к водителю. На руле и панели приборов множество рядов кнопок управляют функциями, такими как изменение давления в подушке безопасности, активация удобных функций, таких как помощь при стоянке на склоне, переключение по мультимедийной системе и управление системой отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.

hyundai-xcient-fuel-cell-tractor-18-645a3140c0862.jpg

Из правой стороны рулевой колонки выходят две рычага. Верхний рычаг можно двигать вверх и вниз, чтобы переключать четыре уровня регенеративного торможения, а также его можно нажать или потянуть, чтобы выбрать наивысшую допустимую передачу. (При спуске с длинного холма установка третьей передачи в качестве максимума ограничивает скорость грузовика регенерацией, а не трением тормозов.) Нижний рычаг - это рычаг переключения передач; вращение ручки на конце рычага меняет передачи.

В качестве тестового пробега рассмотрим два прямоугольных круга по городским улицам. Единственный недостаток XCIENT проявляет себя еще до того, как вы покидаете парковку: программирование педали тормоза. Первая крошечная часть хода педали кажется не имеющей никакого эффекта, за которой следует резкое сцепление каждой тормозной колодки с барабаном. Кабины-надстройки естественно трясутся намного больше, чем обычные грузовики, к которым мы привыкли, так как они сгибаются на переднем бампере и лишены смягчающего эффекта двух метров двигателя перед ограждением. В сочетании с резким сцеплением тормозов, на таком расстоянии вам удастся замедлить XCIENT или остановиться без дрожания в лучшем случае только один раз.

В остальном же тест-драйв предвещает гораздо более приятные рабочие дни для дальнобойщиков. Вождение турбодизельного грузовика означает погружение в шум, вибрацию и жесткость в течение 11 часов в день, которые закон позволяет водителям грузовиков проводить за рулем. Если грузовик должен работать во время стоянки, то шум, вибрации и грубость превращаются в колыбельную на оставшиеся 13 часов дня.

newsroom-210727-hyundai-xcient-fuel-cell-in-california-1120x745.jpg

Результатом является то, что все утверждаемые “успокаивающие” преимущества, которые приписываются электромобилям, становятся экспоненциально важнее для тяжелых грузовиков и их водителей. XCIENT характеризуется холостым ходом, движением и уверенным ускорением на любой скорости которое лишь иногда сопровождается приглушенным жужжанием, которое легко можно игнорировать. Беседы можно вести в естественном тоне, что является чудом в большом грузовике. На самом деле XCIENT настолько похож на легковой автомобиль и прост в управлении, что его грузовиковый руль кажется комически большим. Можно также взять в пример грузовик Nikola TRE FCEV и грузовик с батарейным электроприводом BYD, и понять, что электрические грузовики являются выдающимися рабочими местами и грузоперевозчиками.

И те, кто находится вне грузовика, тоже имеют свою выгоду. Главный акцент компании Hyundai делается на рынке перевозки грузов на короткие расстояния, который предоставляет недлинные, регулярные маршруты, начинающиеся с промышленных объектов, подходящих для заправочных станций водорода. Грузовики для перевозки грузов на короткие расстояния проводят много времени на холостых ходах в жилых районах возле портов, ожидая своей очереди на загрузку. Водородная энергия прекращает шум, который местные жители были вынуждены слушать, и также улучшает воздух, которым дышат эти люди.

Хотите выгодно купить автомобиль из-за границы?

Обращайтесь в WESTMOTORS, мы обязательно поможем!

Появились вопросы?
Спросите наших специалистов!

Воспользуйтесь подбором авто прямо сейчас!

Отметьте необходимые для вас 3 параметра: тип топлива, тип кузова и бюджет.

Мы вышлем вам несколько выгодных для пригона вариантов автомобилей максимально соответствующих вашим требованиям и рынку России.

Тип топлива

Ваш бюджет (usd)
включая доставку и растаможку