Как 90-ые годы спасли Ford Mustang и как это повлияло на будущее серии?
сен 06, 2023
Возможно, для истории Ford Mustang, нет ничего более важного, чем фанаты. Это может показаться банальностью, но это правда. Каждый раз, когда Ford могли либо убить знаменитую «пони-машину», либо сделать ее еще хуже, ее безумно активная и страстная фан-база вставала на ее защиту (за исключением, может быть, Mustang II). Все любят ностальгировать по оригинальным «1964 ½» и Shelby Mustang, но правда состоит в том, что две машины, которые больше всего способствовали сохранению модели и ее успеху в 21 веке, это «дети 90-х».
В 1990 году разделенный Берлин снова становился единым. Советские граждане в Москве выстраивались в очередь за первыми в коммунистическом блоке Биг Маками. В Америке Vanilla Ice ехал на своем белом «5.0» Mustang, подпевая Queen и David Bowie в песне «Under Pressure». Мустанг всё ещё был востребованным автомобилем, но продажи не могли сравниться с Chevrolet Camaro, как пел Vanilla Ice в своём хит-сингле. Популярность Mustang на платформе Fox, который был представлен в 1979 году, начала снижаться с 1986 года и через два года упала до 79 280 проданных экземпляров. Хуже того, Camaro вот-вот обгонит Mustang по продажам впервые за шесть лет. И то, что это был удар, который Ford нанесли самим себе, не делало горечь обиды слаще.
Летом 1986 года журнал Autoweek сообщил, что Ford и Mazda занимаются совместной разработкой следующего поколения Ford Mustang. В 1989 году новый Мустанг должен был заменить свой старый 4,9-литровый V-образный восьмицилиндровый двигатель с pushrod (фактически, это 5-литровый двигатель) и заднеприводную платформу на переднеприводную Mazda 626 и ее четырехцилиндровые и V-образные шестицилиндровые двигатели. Фанаты Мустанга и дилеры Ford взбунтовались.
Следующим летом появились новости о том, что восстание начало давать свои плоды. В июле 1987 года сообщалось, что заднеприводный Мустанг GT получил «отсрочку от казни», и Ford планировали продавать Fox Body как «Mustang Classic» вместе с новым, основанным на Mazda «Mustang IV», прежде чем вывести старую версию из эксплуатации. Тут встал вопрос: «Уместны ли буквы «IV» в названии машины, которая неизбежно будет сравниваться как слабая по сравнению с Mustang GT?»
Представители издания Mustang Monthly были еще более возмущены. «Как бы я ни пытался рационализировать всю сделку, - написал редактор Дональд Фарр, - я просто не могу заставить себя принять будущее, которое Ford планируют для Мустанга. Называйте меня старомодным, сентиментальным или просто упрямым, но японская машина, даже построенная в Америке, все равно остается японской машиной, и я не готов видеть Мазду с именем Мустанг и эмблемами бегущего коня на ее крыльях. После того, как Мустанг снова поднялся на вершину горы в сегменте спорткаров, Ford планируют превратить его в переднеприводную копию японской машины. Не по-американски, я считаю».
Фанаты серии Mustang написали Ford множество писем, и компания сдалась под давлением. К следующему лету компания Ford объявила, что ее новый, основанный на Mazda «спортивный автомобиль» будет называться Probe. Probe GT, в дальнейшем, получил много положительных отзывов, когда люди опробовали на следующий год, но тем не менее считалось, что «Probe никогда не будет конкурентом Mustang GT, и Ford были правы, отказавшись от глупой затеи назвать эту машину Mustang».
Таким образом, вопрос “что делать с Мустангом?” оставался открытым. Небольшое число людей в Ford все еще настаивали на том, чтобы сделать машину переднеприводной (11-летний Mustang Fox Body, который в 1989 году превзошел по продажам Probe, заставил эту группу замолчать), даже после того, как появилась группа разработчиков, которая занялась созданием будущего SN95 Mustang. Это не значит, что Team Mustang, как ее называли, была обеспечена большими ресурсами — у нее было 700 миллионов долларов и три года времени на спасение линейки. Для сравнения, команда, работавшая над тем, что впоследствии стало Ford Contour и Mercury Mystique 1995 года, имела около 6 миллиардов долларов и более шести лет на реализацию своего проекта. Пришлось чем-то жертвовать.
Для начала стареющая платформа Fox была сильно модифицирована, чтобы быть более щадящей и живучей, чем сумасшедшая третья модель. Следующий Мустанг не получит новые модульные V-8 от Ford, которые должны были впервые появиться на Lincoln Town Car 1991 года. Вместо этого, на протяжение еще нескольких лет, 4,9-литровый V-8 будет работать с небольшим увеличением мощности, с 205 до 215 л.с.. Новый 3,8-литровый V-6 с 145 л.с., основа которого была перенята у Taurus, для базового Мустанга выдавал на 40 лошадиных сил больше, чем усталый 2,3-литровый четырехцилиндровый двигатель, который он заменил. Коробки передач должны были быть пятиступенчатой механической или четырехступенчатой автоматической.
После того, как работа над шасси и силовые агрегаты была проведена, команда Mustang обратила внимание на дизайн SN95. После некоторой внутренней дискуссии и многочисленных фокус-групп с владельцами Mustang было решено, что четвертое поколение Mustang должно быть вдохновлено культовой моделью 1965 года. Появились капот и задние скосы крыльев, трехсекционные задние фонари и логотип с изображением жеребца, который должен был заменить Ford Blue Oval в решетке радиатора автомобиля впервые с момента появления Mustang II. В салоне был представлен современный вариант дизайна двойной приборной панели первого Mustang, даже с наличием ретро-элементов, такими как ручка для вытягивания фар, как в оригинальном автомобиле.
Единственным оставшимся вопросом был внешний вид SN95 Mustang. Три разных дизайна были показаны поклонникам Мустанга. Первый вариант, получивший название «Брюс Дженнер» за свои чистые линии и атлетическое телосложение, был признан слишком современным и похожим на Probe. Второй вариант, «Рэмбо», пошел в противоположную крайность. Он имел поверхности, края и бампера, вдохновленные стелс-технологиями, которые даже Илон Маск сочтет чрезмерными, «Рэмбо», как издатели писали в январе 1994 года, «выглядит как машина, созданная производителем поперечных пил». Этот дизайн тоже был отклонен.
Третий вариант, «Арнольд Шварценеггер», объединил два предыдущих. Когда дизайнеры Ford показали его фанатам Мустанга, они, как сообщается, встали и начали аплодировать. С некоторыми последующими изменениями и дополнениями вариант дизайна “Шварценеггер” стал Ford Mustang-ом 1994 года.
Пока команда Mustang разрабатывала SN95, новая команда Ford Special Vehicle Team (SVT) усердно старалась над тем, чтобы Mustang Fox Body ушел на пенсию с положенным ему размахом. SVT, созданная в 1991 году, объединила в себе несколько направлений Ford по производству автомобилей с высокими динамическими характеристиками (таких как команду, ответственную за культовый Mustang SVO 1984-1986 годов, и другую команду, работавшую над оригинальным F-150 Lightning). Одной из ее первых задач было превратить стареющий Mustang GT в уличного бойца, способного противостоять новому, появившемуся в 1993 году четвертому поколению Chevrolet Camaro Z28.
Работая с ограниченным бюджетом, команда SVT собрала из каталога запчастей Mustang SVO то, что впоследствии станет Mustang Cobra 1993 года. Более свободные головки цилиндров, новые клапаны, впускной коллектор и дроссельная заслонка, а также модифицированный распределительный вал и настройка ЭБУ увеличили мощность 4,9-литрового V-8 с 205 лошадиных сил до 235, при этом большая часть мощности достигается в районе красной линии двигателя, которая составляет 5800 об/мин.
Инженеры SVT, ответственные за шасси, несколько парадоксальным образом работали над тем, чтобы сделать Mustang Fox плавнее. Как отмечалось при тестировании оснащенный V-8 Mustang LX в 1990 году, Fox был непрост в управлении, когда набирал высокую скорость на извилистой дороге, часто метаясь от недостаточной поворачиваемости к избыточной. SVT рассудили, что более совместимая подвеска в сочетании с 17-дюймовыми колесами — единственным действительно новым изменением производительности автомобиля — улучшит контакт с шинами и, следовательно, производительность. Дисковые тормоза также снова появились на всех четырех колесах впервые с тех пор, как модель SVO покинула модельный ряд. Пакет изменений завершился модифицированной передней частью, в которой был изображен галопирующий пони в новой решетке радиатора, задними фонарями Mustang SVO и скрученной с боковин хэтчбека коброй. Ford планировали выпустить всего лишь 5 100 экземпляров, включая 107 облегченных моделей Cobra R, ориентированных на треки.
Труд принес свои плоды. Хотя в очном противостоянии с Camaro Z28 в феврале 1993 года новый Mustang Cobra проиграл, он предлагал много интересного. «У него есть все, чтобы оторвать вам голову, когда вы загоняете стрелку тахометра в обширную желтую зону (от 4700 до 5800 об/мин)», — писали эксперты, но также отметили, что не хватает обильного крутящего момента на низких оборотах у более низких моделей Мустангов. Эксперты также положительно оценили пригодность для повседневной езды и улучшенный комфорт и сцепление по сравнению со стандартным Fox. Автолюбители с этим согласились, быстро раскупив производственные модели, выпущенные в течение одного модельного года.
Несколько месяцев спустя, в ноябре 1993 года, в прессе дебютировал новый Mustang SN95 1994 года. Издания подметили, что GT, к сожалению или к счастью, стал плавнее и медленнее, чем Fox, который он заменил. «Многие водители могли обнаружить, что унифицированная управляемость лишила нового GT зубов, особенно потому, что вялотекущий V-8 не восполняет дефицит дерзости в дрэг-рейсе», — писали эксперты. В ответ Ford отметили, что улучшенная управляемость и большее количество мощности не было вещами, которые интересовали покупателей Mustang. Неизвестно, сказали ли Ford это на полном серьёзе, но этого мы уже не узнаем. Тем не менее, Mustang, в некоторых изданиях, был назван «Машиной года 1994 года» в основном благодаря своему стилю и ценности модели с V-6.
В конечном итоге Ford поддались технологическому прогрессу два года спустя, в 1996 году, представив свои новые «модульные» V-8 для Mustang. Названные так из-за способности семейства двигателей масштабироваться в зависимости от автомобиля, новые 4,6-литровые верхневальные V-8 сначала сохранили мощность Mustang GT на уровне 215 л.с. и 386 Нм, но, к тому времени, когда в 1999 году для подведения черты под 20-ым веком появилась чрезвычайно популярная рестайлинговая модель «New Edge», показатели выросли до 260 л.с. и 409 Нм.
Модульный двигатель был благословением для высокопроизводительных Мустангов. Четвертое поколение Мустанга окончилось в 2003 году, с Bullitt, Mach 1 и множеством возрожденных моделей Cobra. Множество споров окружали заявленную мощность 1999 Mustang SVT Cobra в 320 л.с., но не было никаких сомнений в его независимой задней подвеске, впервые примененной в Мустанге, или его вариантами, такими как 2000 Mustang SVT Cobra R (специальная модель для трека, оснащенная монструозным 5,4-литровым V-8 мощностью 385 л.с.) и «Терминаторы» 2003-04 Mustang SVT Cobras, которые имели 4,6-литровый двигатель с наддувом, выдававшим мощность в 390 лошадиных сил и крутящий момент в 529 Нм.
Возможно, продажи Мустанга после появления рестайлинговой модели New Edge и новых двигателей выросли не случайно, а продажи Камаро в этот момент сократились, и эта модель была бесцеремонно исключена из модельного ряда Chevrolet после 2002 года. Перенесемся в Детройт 2023 года, где однажды были собраны в одном месте 1993 Mustang Cobra Fox Body, кабриолет Mustang GT SN95 1996 года и совершенно новый 2024 Mustang Dark Horse седьмого поколения S650 — первый новый вариант Мустанга с 2001 года, когда появилась модель Bullitt. Несмотря на поколенческие разрывы, разделяющие их, было заметно, что многие из тех философий, которые были заложены во время перехода от Fox Body к SN95, все еще актуальны на сегодняшний день.
Дизайн 2024 года скорее эволюционный, чем революционный, и он повторяет все основные элементы внешнего вида Fox и SN95. Имеется обрамленная трапециевидная решетка радиатора с галопирующим справа налево пони, обтекаемая крыша, трехсекционные задние фонари и тот же самый зловещий вид. Внутри 2024 Mustang напоминает своих предшественников схожим сдвоенным кокпитом, как в Mustang GT 1996 года, а также цифровой отсылкой к Mustang Cobra 1993 года в виде приборной панели, которая отдает дань уважения эпохе Fox Body. Если снять кузов нового Mustang Dark Horse 2024 года, то вы точно не сможете найти платформу Fox. Вместо этого вы найдете модифицированную версию платформы шестого поколения S550 Mustang, которая, как нужно добавить, первой получила независимую заднюю подвеску в стандартной комплектации. Под капотом нового Mustang также будут находиться некоторые двигатели и трансмиссии, которые были в предыдущей модели. Базовый 2,3-литровый турбированный четырехцилиндровый двигатель представляет собой новую версию базового двигателя Mustang предыдущего поколения, который теперь выдает 315 л.с. (на 5 больше) и 475 Нм (без изменений). Новый Mustang GT оснащен настоящим 5,0-литровым V-8. Двигатель Coyote, который был модифицирован, является потомком семейства модульных V-8, впервые появившихся под капотом Bright Tangerine. Теперь он выдает 480 лошадиных сил и 563 Нм в стандартной комплектации, что на 30 л.с. больше и на 7 Нм меньше, чем в предыдущей модели. Что касается Dark Horse, он выдает ровно 500 л.с. и 567 Нм. Шестиступенчатая механическая и десятиступенчатая автоматическая коробки передач также остаются в строю.
Хотя нам не хватает контекста для понимания Camaro Z28 того времени, этот злобно выглядящий черный Mustang Cobra 1993 года сразу же узнаваем как особенный автомобиль. Лучший способ описать его молодому автолюбителю - это сказать, что он чувствует себя как Subaru BRZ с крутящим моментом и звуком двигателя, который не звучит как трактор. Конечно, Cobra плавнее, чем современный автомобиль, с типичным для того времени отставанием при наборе скорости и повороте, но она очаровательна. Как только вы нажмете на педаль газа, вы будете награждены рычащим звуком двигателя и толчком крутящего момента, который усиливается в зависимости от того, как долго вы держите педаль газа нажатой. Пятиступенчатая механическая коробка передач обладает поразительной точностью, и благодаря отличному расположению педалей и отзывчивому двигателю, водители получают то самое теплое, приятное чувство, когда они делают идеальный спуск с вершины к низу.
Четырехскоростной автомат 1996 года Mustang GT с откидным верхом представляет собой противоположность спектру производительности более старой Cobra. Он мягче, медленнее и притупленнее, но он также, в своем роде, более комфортный и завораживающий. 4,6-литровый модульный V-8, вероятно, имеет к этому прямое отношение. С уникальным, рычащим звуком выхлопа и злым, неровным холостым ходом, GT будто просит вас опустить откидывающийся верх и просто плыть. Эта эпоха Mustang GT практически похожа на дизель в плане передачи мощности; с гораздо большим влиянием крутящего момента, нежели лошадиных сил, он дает сильный, короткий толчок с места, немного награждая вас за выдерживание на дроссельной заслонке - если не учитывать лай V-8, когда вы приближаетесь к его красной линии 6000 об/мин.
Да, хоть электрификация и маячит в будущем Мустанга, но его положение в линейке Ford больше не обсуждается так, как это было 30 лет назад. Теперь, будучи частью семьи Мустанг, в которой его собрат, электрический внедорожник Mustang Mach-E, обгоняет его по продажам, 2024 Mustang Dark Horse является флагманом линейки Ford. Это, вдобавок, единственный автомобиль в линейке Blue Oval. В то время как конкуренты из соседнего города сворачивают производство Challenger и Camaro, поклонники Мустанга могут быть спокойны, что его будущему ничего не угрожает. В конце концов, Ford уже смотрели в эту сторону, и успех Мустангов 90-х годов - а также их толпы преданных поклонников по всему миру - закрепили за автомобилем статус основы автомобильного мира.
Хотите выгодно купить автомобиль из-за границы?
Обращайтесь в WESTMOTORS, мы обязательно поможем!
Появились вопросы?
Спросите наших специалистов!
Воспользуйтесь подбором авто прямо сейчас!
Отметьте необходимые для вас 3 параметра: тип топлива, тип кузова и бюджет.
Мы вышлем вам несколько выгодных для пригона вариантов автомобилей максимально соответствующих вашим требованиям и рынку России.